Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


ВРЕМЯ ПРИШЛО

Виктор Васильев, Александр Слабуха
начало - продолжение - окончание - приложения

Отпечаток

Негативная пленка, имея полезный интервал экспозиций не менее 10 ступеней, легко справилась с поставленной задачей. На негативе четко просматриваются детали как в глубоких тенях, так и в светах. Отпечаток на бумаге, естественно, сузил воспроизводимый интервал примерно до 5 ступеней (ценой деталей на небе—оно выбелено до белизны подложки), однако он смотрится наиболее гармонично с четкими деталями в тенях.

Негатив

Негатив отсканирован с разрешением 1350 dpi на 30-битном фильм-сканере, что в пересчете на весь кадр составило 2.7 млн. пикс., то есть сопоставимо с рассматриваемыми ЦФК. На оригинальном скане хорошо различимы детали как в светах (небо), так и в тенях (под мостом). Тени даже излишне светлы: их пришлось слегка приглушить минимальной коррекцией (gamma=0.9). Но гистограмма после такой операции не испортилась. В средних тонах — на граните набережной - слегка просматривается зерно, напоминающее минимальный цифровой шум. Цветовая насыщенность у негативного сканированного изображения наилучшая.

Слайд

Для обращаемой пленки с ее узкой фотографической широтой этот сюжет чрезвычайно сложен (особенно при выбранной схеме экспозамера) —слайд получился откровенно темным. Детали в тенях — на грани исчезновения, но все же просматриваются на световом столике. Вследствие большого диапазона плотностей обращаемой пленки удовлетворительно отсканировать этот слайд на домашнем фильм-сканере чрезвычайно тяжело. Приемлемый результат но общей тональности можно получить только радикальной коррекцией (gamma=l,6) гистограммы ценой большого шума в тенях. Зерно (и шумы) в средних тонах и светах не просматриваются. Нa скорректированной гистограмме в тенях появились разрывы вполне терпимые при таком сильном изменении оригинала: средние тона и света не нарушены, специфический цветовой баланс характерен для пленки Fujichrome Sensia 100.

Nikon

Кадр, полученный камерой Nikon D1, по характеру оптического рисунка напоминает «негатив» и содержит полный диапазон яркостей снимаемой сцены. Опорные яркости переданы верно, но в области экспозамера «среднесерый» слегка передержан (+0.5EV). Хотя детали в глубоких тенях намечены, субъективно общая тональность воспринимается слегка темноватой. Потребовалась незначительная коррекция гистограммы (gamma=1,35), при этом появилась гребенка в области светов и разрывы в тенях. Шумы даже после коррекции не просматриваются. Особо подчеркнем, что картинки D1 практически всегда легко «вытягиваются».

Olympus

Картинка темная. Детали в светах проработаны хороню, но тени и даже средние тона — без деталей. Только точка экспозамера передана тонально верно, все остальные опорные точки недодержаны на ступень. Потребовалась очень значительная коррекция (gamma=2.1). но при этом гистограмма в тенях испортилась "приемлемо" — появились сильные разрывы, но для такой сильной коррекции это неизбежно. В светах гистограмма не пострадала. Шумы в тенях и средних тонах весьма значительны.

Casio

Экспозиционная автоматика этой ЦФК отработала с недодержкой. В результате небо проработано очень хорошо с большим количеством деталей (света на гистограмме оказались сдвинутыми к средним тонам), а тени провально черные без деталей (резкий обрыв на гистограмме). Даже после радикальной коррекции (gamma=1,65) гистограмма испортилась незначительно, спад в тенях стал плавным, пик в светах сдвинулся к большим значениям яркости. Небо высветлилось, но сохранило большое количество деталей (пожалуй, передано лучшим образом среди остальных ЦФК). Проработку светов можно было бы еще подправить, передвинув «точку белого». В тенях шумы значительны, в средних тонах умеренны.

10х15

Формат 10х15 — это стандартный альбомный формат. Даже самого низкого разрешения Olympus хватает для качественной печати в цифровой мини-лаборатории (ЦМЛ) с разрешением вывода 300 dpi на обычной фотобумаге. Сканировать пленку необходимо с разрешением 1200 dpi — как раз столько могут обеспечить самые дешевые модели фильм-сканеров.

Фрагменты отпечатков 10х15

Отпечатки формата 10х15 см даже бесполезно сравнивать — они все одного качества. Хотя на отпечатках ЦМЛ можно разглядеть легкую потерю четкости на штриховых деталях, мы это относим на счет тисненой фактуры поверхности бумаги, в то время как вся остальная печать выполнена на глянцевой бумаге.

На струйном принтере все ЦФК — и Olympus (2,5), и Casio (3,3) —передали изображение совершенно идентично.

20х30

Формат 20х30 (примерно А4) можно отпечатать на большинстве домашних струйных фотопринтеров с характерной линеатурой 130 lpi. Многие принтеры предоставляют возможность печати со стохастическим (нерегулярным) растром, что значительно улучшает субъективное восприятие фотографии. В этом случае разрешение вывода может быть на уровне 200 dpi, а для всего кадра сканер должен «разрешать» 1800 dpi. При печати на струйном принтере всех цифровых кадров в формате А4 интерполяция в программе Adobe Photoshop не делалась, а все изменения были автоматически выполнены драйвером принтера.

Фрагменты отпечатков 20х30

Для печати в цифровой мини-лаборатории негатив сканировался с разрешением 2700 dpi, а кадр, сделанный камерой Nikon D1, был интерполирован в 1,5 раза с разрешения вывода 200 до 300 dpi.

Все отпечатки и в этом случае были практически равны, а те отличия, которые можно было заметить («у носа»!), напоминали кадры, снятые объективами с различным оптическим рисунком. Как известно, есть оптика более жесткая, есть более мягкая, по принципиально это оптика одного класса.

Снимки, сделанные камерой Nikon D1 более крупной ПЗС-матрицей, имеющей разрешение даже ниже, чем y Casio, производят впечатление более высокой четкости именно за счет оптики и практически соответствуют традиционному отпечатку. Отпечатки Olympus и Casio одинаковы во многом из-за (идентичной) оптики, различие в разрешении матрицы не проявилось.

Четкость даже «струйного» скана с негатива (1950dpi) соответствует традиционному отпечатку, хотя на цифровом варианте появились признаки зерна. Возможно, именно полное отсутствие зерна у камеры D1 производит более благоприятное общее впечатление.

30х40

Формат 30х40 см интересен тем, что он, с одной стороны, достаточно традиционен в художественной фотографии, а с другой, обеспечивается сравнительно недорогими домашними струйными принтерами формата A3+.

Фрагменты отпечатков 30х40

Для печати в ЦМЛ кадр камеры Nikon D1 пришлось «разогнать» в два раза. И даже после этого на мониторе он смотрелся очень хорошо — качество картинки, выдаваемой его ПЗС-матрицей, легко позволяет проделывать такую операцию. Негатив для ЦМЛ был отсканирован на 2700 dpi, а затем в редакторе выполнена интерполяция в 1,5 раза. Для печати на струйнике кадры с ЦФК интерполировались в 1,5 раза. Фильтры повышения резкости для чистоты эксперимента в этих случаях не применялись.

Общее впечатление — на этом формате лучше иметь разрешение побольше и оптику получше. Отпечатки 30х40 см с разрешением сканирования 2700 и 1950 dpi различаются, в последнем случае заметна потеря четкости на тонких деталях. Это же справедливо и для всех ЦФК (даже 3-мегапиксельных) с их более низким разрешением. Хотя снимки с камер и Olympus (2,5), и Casio (3,3), отпечатанные на принтере, весьма близки, на их фоне скан с негатива (при 1950 dpi соответствует 5,7 млн. пикс.!) выглядит несколько более четким.

На отпечатке ЦМЛ скан заметно лучше передает мелкие детали по сравнению с Nikon — естественно, за счет более высокого разрешения (2700 против 1320 dpi). По той же причине цифровой отпечаток негатива ЦМЛ выглядит лучше «струйного» (2700 против 1950 dpi).

На пленочных сканах (ЦМЛ и принтер) в результате интерполяции четче проявилось зерно, на традиционных отпечатках оно меньше. Необходимо подчеркнуть, что сканирование проводилось без повышения резкости, в то время как во всех цифровых камерах в момент съемки резкость (но умолчанию) повышалась.

И тем не менее все отпечатки без исключения могут быть вывешены на стену — ради этого, собственно, и получают формат 30х40 см.

 

начало - продолжение - окончание - приложения
Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru

 

 

Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


Copyright: © ProGraf, 2000-2014 http://www.prograf.ru
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка
Тел.: +7 (901) 546-2883