Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


ВРЕМЯ ПРИШЛО

Виктор Васильев, Александр Слабуха
начало - продолжение - окончание - приложения

Цифровые технологии хранения информации возникли даже не вчера. Уже давно оценены по достоинству возможности и качество цифровой звукозаписи, связи, телевидения и проч. Полиграфия, продукт которой вы сейчас держите в руках, быстро и успешно перешла на цифровые технологии, освободившие ее от сонмища громоздких, шумных и дорогих в обслуживании механизмов. Западные фотографы, работающие к рекламном бизнесе, сейчас уже не мыслят своего творчества без активного использования компьютера. Полный переход на «цифру» репортеров — также вопрос максимум двух лет. И только фотолюбители (во всяком случае основная их масса) пока отдают предпочтение привычной фотопленке.

В чем причина такой «невосприимчивости к новому»? Неужели только в цене на цифровую технику, пока неизбежно более высокой? Или все еще смущает качество оцифрованных образов? И так ли уж это качество уступает пленочному? Разобраться и этом вопросе поможет наш тест технологий.

Время пришло

 

Цифровые фототехнологии с момента своего зарождения не были обделены вниманием прессы. Но еще три года назад, появляясь на страницах фотографических журналов, они терялись на фоне пленочных новинок. Материалы о «цифре» в основном доминировали в компьютерных изданиях.

Соотношение цена/качество у той цифровой фототехники было отнюдь не в ее пользу. Профессиональный цифровой задник, обесцвечивающий качество уровня нынешней 800-долларовой цифровой «мыльницы», стоил десятки тысяч долларов! Качество же тогдашних любительских цифровых фотокамер (далее— ЦФК) с современных позиций даже сложно обсуждать.

Это и стало основной причиной того, что на цифровые камеры фотографы привыкли смотреть несколько свысока, как на дорогую приставку-игрушку к компьютеру. Хотя появившуюся в 1997 году камеру Polaroid PDC-2000 игрушкой никак не назовешь — с разрешением 1600х1200 (на фоне цифровых «мыльниц» тех лет с типовым разрешением 640х480 — стандарт VGA-монитора) и двумя сменными объективами она с очевидностью была нацелена на профессиональное применение.

Игрушкой выглядел, к примеру, и термосублимационный принтер Casio QV-100 того же 1997 года: выдавая отпечаток размером всего 42х55 мм (?!) и подключаясь только к фотоаппарату, он претендовал — ни много ни мало! — на роль домашней цифровой фотостудии.

Много воды утекло с тех пор. Фотографы свыклись с новыми технологиями. «Фотошоп» и сканер многим из них заменили темную комнату. «Цифра» окрепла количественно и качественно. Стоимость двухмегапиксельных камер (1600х1200) снизилась до 600—700 долларов. На момент написания этой статьи уже вовсю продавались ЦФК нового поколения с трехмегапиксельными матрицами. В сентябре (выставка Photokina-2000) ожидается волна четырехмегапиксельных, а далее (возможно, до конца текущего года?) —преодоление профессионального рубежа в шесть миллионов пикселей и сенсоры изображения на полный 35-мм кадр (24х36 мм).

Это только одно звено цифровой фотографии, другие—сканеры и принтеры — также ускоренно развивались и дешевели. К настоящему моменту разрешение бытовых 35-мм фильм-сканеров достигло 2700—4000 dpi, а среди струйных принтеров (наиболее экономичных как по стоимости, так и но себестоимости затрат) возник обширный класс — фотореалистичные. Отпечатки с них уже практически неотличимы от сделанных на фотобумаге. Такие количественные изменения не могли не привести к изменениям качественным и прежде всего — в самом отношении к цифровой фотографии.

Можно с уверенностью сказать, что с появлением двухмегапиксельных компактных ЦФК началось движение цифровой фотографии «в массы». После преодоления 2 мегапиксельного рубежа камеры перестали рассматриваться только как компьютерная периферия в мульти-медийной среде или инструмент в бизнесе страховых агентов и риэлтеров (замена «Полароида»). А с выпуском репортерской Nikon D1 и полупрофессиональной Canon EOS-30D, «уронивших» ценовой порог зеркальных ЦФК до 6000 и 3000 долларов соответственно, пришло время цифровых «классических» фотоаппаратов для «классических» фотографов.

Компактные цифровые камеры по методам работы с ними и даже просто по дизайну все больше становятся просто фотокамерами, теперь ими можно снимать практически как обычными фотоаппаратами. Этот долгожданный сдвиг в сознании разработчиков симптоматичен.

На фоне «космических» по футуристичности своих форм и словно сошедших с экранов фантастических боевиков (Sony Cyber-Shot DSC-F505) все больше появляется традиционных по дизайну, внешне неотличимых (если не видеть ЖК-монитор на задней стенке) от пленочных моделей (Canon PowerShot S20 и Canon Digital IXUS, Nikon D1, Canon EOS-30D). И неудивительно — их рациональность отточена всей многолетней историей фототехники.

Кстати, об истории. Говоря о «крестовом походе» цифровых технологий, напрашивается ряд аналогий. В фотографии уже не раз проходила смена носителя скрытого изображения. Дагерротипы уступили место мокроколлодионному процессу, который, в свою очередь, сменили сухие броможелатиновые эмульсии. И всякий раз, надо полагать, многие из сторонников привычной технологии скептически смотрели на новинку, выискивая в ней принципиальные недостатки и раздувая достоинства привычного. «Цифра» повторяет этот путь.

Пару лет назад, когда она стала вдруг стремительно набирать обороты, у некоторых фотографов возникало даже что-то вроде «дижиталофобии»: мол, бездушная «цифра» скоро вытеснит нас, «пленочников», и эстетический уровень фотографии резко упадет!

Конец сомнениям положил качественный скачок цифровых изображений. Оказалось вдруг, что у них есть масса преимуществ по сравнению с пленочными. Например, почти моментальная готовность к полиграфическому процессу, отсутствие расходных материалов и трат на них. И даже такие факторы, как отсутствие зерна (неизбежного на пленке), придающее изображениям с профессиональных ЦФК особую пластику (если бы вы видели па мониторе картинки со сканирующих цифровых задников для среднеформатных камер!)

Почему же именно сейчас как на страницах печати, так и на выставочных стендах вдруг возник такой ажиотаж вокруг «цифры»? Не потому ли, что в умах наконец-то наметился психологический перелом, и все, от фотографа до производителя, начали понимать, что цифровая фотография — это прежде всего фотография, а ее цифровая сущность — не более чем технологический аспект?

Мало того, «цифра» вносит свою положительную специфику в работу фотографа, невиданно раздвигая его возможности. Увы, мы в данном тесте физически не можем подробно останавливаться на областях применения цифровой фотографии.

Для нас сейчас главное — показать, что камера и технология (аналоговая или цифровая) — всего лишь инструмент в ваших руках. Не нора ли начать относиться к ПЗС- или CMOS-матрице просто как к альтернативной среде регистрации оптического изображения, не вдаваясь в эзотерику?

Традиционная технология в тесте представлена цветной обращаемой и негативной пленками и последующей машинной печатью в мини-лаборатории или сканированием. За «цифру» выступило последнее поколение камер — Olympus C-2500L (2,5 млн. пикселей, F&V №4'00). Nikon D1 (2,7 млн., F&V №3'00), Casio QV3000EX (3,3 млн., F&V №6'00) с печатью на струйном принтере Epson Stylus Photo 1200 и в цифровой мини-лаборатории на фотобумагу.

Участники теста

Интересы менее радикальных фотографов, желающих использовать преимущества компьютерной обработки изображений, но сохраняющих верность фотопленке, будут учтены в т.н. гибридной технологии — традиционная фотосъемка с последующим оцифровыванием пленки на фильм-сканере.

Эксплуатация

О достоинствах и недостатках классической и цифровой фотографий уже написано немало, в том числе и на страницах нашего журнала. Мы же остановимся на эксплуатационных особенностях, которые вроде бы мелочи привычные и уже не замечаемые в каждодневной работе, однако...

Современная цветная фотопленка— продукт высоких технологий. Она не столь капризна к условиям хранения, как два десятилетия назад. И все же если речь идет о профессиональной, и особенно высокочувствительной, пленке, проблемы со стабильностью ее характеристик могут возникнуть. Неизвестно, как пленку привезли из страны-производителя и как она хранилась.

Проблемы хранения придется решать самому, отправляясь в отпуск или длительную экспедицию. А в заграничном турне несколько проходов через досмотр в аэропорту (просвечивание багажа рентгеновским сканером) — и нервозность за судьбу непроявленных пленок вам обеспечена до момента их обработки. Опять-таки неизвестно заранее, сколько пленки потребуется, поэтому запасаешься с избытком (10—20 роликов на поездку) либо жесточайшим образом экономишь.

Для съемки может оказаться недостаточно одного типа пленки. Потребуется либо материал разной чувствительности, либо сбалансированный под различный характер освещения, либо черно-белый и цветной. И уж будет весьма напряженно, если вы сразу столкнетесь со всеми перечисленными проблемами. Это вынуждает использовать несколько камер, желательно однотипных или... снимать как есть, надеясь, что потом при печати удастся вытянуть цвет.

С цифровой камерой психология снимающего меняется радикально. Один из самых мощных плюсов «цифры»—возможность сразу увидеть снятый кадр. Это трудно переоценить!

Автоматика и ручные установки позволяют подстроиться практически под любой тип освещения. Благодаря ЖК-дисплею можно оперативно оценить компоновку снятого кадра, цветовой баланс, резкость и даже посмотреть его гистограммы. То, что не понравилось, можно тут же переснять.

Редактирование содержимого карты памяти — «цифровой фотопленки» — избавляет вас от ненужных или бракованных кадров сразу по окончании съемки или во время оной. Любой фотограф знает, что полезный «выход» с одной пленки не превышает обычно 20—30 процентов. Следовательно, количество кадров, которое можно снять на имеющийся у вас запас флэш-карт, смело умножайте на 3—4.

С «цифрой» исчезают и другие типичные «пленочные» проблемы, которые могут возникнуть при обработке в лаборатории, даже в профессиональной. Есть масса объективных и субъективных причин слегка нарушить (даже неумышленно) технологию обработки — и повлиять на конечное качество. Особенно это касается слайдов. То есть если вы не имеете собственного лабораторного процессора—возможность влиять на конечный результат у вас ограничена.

Теперь попробуйте проявить 10 пленок, отпечатать контакты, проанализировать результаты и определиться с дальнейшей работой с материалом. Сколько ушло времени? Ведь оценивать пленочные контакты по большому счету затруднительно. Среди 36 кадров часть будут излишне темными, часть— излишне светлыми. Быстро оцифровав (с небольшим разрешением) негативы на сканере, можно с комфортом увидеть буквально все нюансы и поэкспериментировать с каждым кадром в отдельности. Поверьте, после оцифровки негативов вы будете отдавать в печать уж точно «самое-самое», экономя при этом, кстати, немало денег.

Но есть у «цифры» и одна головная боль—элементы питания. Алкалиновые батареи тут почти неприменимы из-за особенностей их токоотдачи. На некоторых цифровиках с одного комплекта, например, Energizer, вы в лучшем случае один раз заполните 16-мегабайтную карту. С аккумуляторами картина иная — они способны отдавать высокий ток за короткое время, а напряжение у них падает скачкообразно. Большинству цифровых мыльниц одного комплекта из четырех никель-металл-гидридных аккумуляторов типо-формата АА 1500 мАч достаточно для автономной работы в течение дня без подзарядки. Выход для активно снимающих прост — запастись несколькими комплектами аккумуляторов и минимум двумя зарядными устройствами.

Теперь еще об одном аспекте фотосъемки — психологическом. В традиционной фотографии снимающего здорово «подогревают» мелочи своеобразного ритуала —хотя бы просто зарядка пленки в камеру, не говоря уже о ручной печати. А еще — ощущение неопределенности: получится ли?

На этом фоне в «цифре» процесс съемки стал более механистичным. А после съемки тем более — «бездушная железяка» компьютер.

Но давайте посмотрим с другой стороны? Бурный рост сети экспресс-лабораторий принес фотолюбителям полноценную цветную печать за приемлемые деньги и в короткие сроки. При этом само фотолюбительство в том виде, как оно существовало до конца 80-х годов (с рукотворным колдованием в домашних лабораториях), было «убито» суперсовременным автоматическим сервисом. Девиз Истмена Кодака: «Вы только нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное!» — в конечном итоге стал настолько буквальным, что процесс фотосъемки оказался доступен даже годовалому младенцу. Кстати, именно эта простота и доступность современного традиционного фотопроцесса позволяют производителям пленок спать спокойно — основная масса потребительской пирамиды останется «пленочной» еще довольно долго.

Теперь посмотрите на цифровой позитивный процесс. Используя его, вы, не выходя из-за своего письменного стола, берете в собственные руки управление всеми параметрами изображения! Здесь «цифра» возвращает фотолюбителю давно подзабытую независимость и атмосферу творчества. Только сам автор будет решать, как должен выглядеть его снимок! Лишь садитесь за компьютер и творите.

Затраты

Распространено мнение, что занятие цифровой фотографией — дело сверхдорогостоящее, требующее больших первоначальных финансовых вложений и более высоких текущих расходов. Так ли это на самом деле?

Мы будем говорить о комплекте оборудования для малобюджетного профессионала-одиночки или «продвинутого» фотолюбителя.

Минимальный комплект домашней фотолаборатории обойдется ориентировочно в $750—950 (имеется в виду современная техника, а не отечественный «секонд-хэнд»), куда войдут увеличитель с цветосмесительной головкой ($400—600), объектив ($200), рамка для печати ($50) и барабан для проявки бумаги ($100). Но это именно минимальный комплект, а нужно еще решать массу сопутствующих проблем типа стабилизации напряжения в электросети и термостатирования растворов, что тоже отнюдь не дешево. Но даже после этого, когда вы поймете, что процент технического брака получится неприемлемо высоким, совсем не лишними окажутся цветоанализатор ($800) и даже проявочная машина ($1000) для обработки фотобумаги.

В ту же «минимальную тысячу» уложится и фотограф-«цифрровик». Компьютер Р-ЗЗЗММХ/32/ЗGb ($270) и 15-дюймовый монитор ($170) уже могут составить основу домашней цифровой фотолаборатории, хотя если средства позволяют, лучше выбрать PII-450/128/4,3Gb ($500) и 17-дюймовый монитор ($300) —работа по обработке цифровых изображений будет более комфортной и быстрой.

Настоятельно рекомендуем оснастить компьютер записывающим устройством CD-RW ($180) —оно пригодится и для формирования домашних цифровых альбомов, и для общения с сотрудниками цифровых мини-лабораторий и заказчиками. Домашний струйный принтер фотографического качества формата А4 (последняя модель Epson Stylus Photo 870) обойдется в $300, за удовольствие печатать фото размером 30х40 придется уплатить $500 (Epson Stylus Photo 1200).

И наконец, если вы еще не обзавелись цифровым фотоаппаратом и продолжаете снимать на пленку, то для начала вполне достаточно для печати на струйном принтере фильм-сканера с разрешением 1200 dpi (к примеру, Epson FilmScan 200 за $180). Для последующей печати в цифровой мини-лаборатории или на струйнике формата A3 потребуется устройство с разрешением 2700 dpi по цене в $700.

Это своего рода первоначальный вклад. Что касается эксплуатационных расходов, то цифровой «негативный» процесс, обходясь фотографу даром, компенсирует этим действительно несколько более высокие расходы позитивного. Так, в расчете на формат печати 20х30 см один «домашний» фотоотпечаток обойдется в $1 (собственно лист бумаги и химия), а при машинной печати в мини-лаборатории — $0,7, хотя ручная печать на стороне поднимет цену в 2—3 раза.

Цифровая печать на фирменных фотобумагах действительно выходит пока дороже: па струйном принтере — $1,8, печать на фотобумагу в цифровой мини-лаборатории—$1,3. Затраты на формат 10х15 см составят только четверть. Но уже сейчас ряд независимых производителей, например, всем известная отечественная компания «Славич» (см. F&V, №7, 2000), предлагает весьма качественную фотобумагу для струйников но цене в несколько раз дешевле фирменной.

В два раза более высокие «позитивные» расходы—не много ли? Но во-первых. почти отсутствуют расходы на цветопробы. Во-вторых, чем измерить возможности и свободу творчества, которые предоставляет цифровая технология? И не стоит забывать, что это соотношение сегодняшнего дня — завтра ценовой баланс неизбежно будет выравниваться.

 

 начало - продолжение - окончание - приложения
Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru

 

 

Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


Copyright: © ProGraf, 2000-2014 http://www.prograf.ru
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка
Тел.: +7 (901) 546-2883