Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


TOHO SHIMO FC-45



Объединив карданные возможности и полевую портативность, разработчики получили уникальную модель - крупноформатную полевую карданную камеру Toho Shimo FC-45X.


Нет, это не опечатка. Именно Toho - не Toyo! Несмотря на похожие названия, камеры, выпускаемые двумя японскими производителями - Toho Machines и Toyo Camera, различаются, и очень сильно. Вы когда-нибудь видели, чтобы камера формата 4x5 дюймов, обладающая полным набором подвижек (илл. 6), весила всего 1,4 кг и в разобранном виде могла уместиться в карманах фотожилета? Модель Toho Shimo FC-45X именно такой и является. Это - уникальный представитель особого класса крупноформатных полевых карданных моделей. Полевые камеры с традиционным складным дизайном, как правило, не обладают полноценным набором движений: сдвиги, повороты, наклоны, вертикальные перемещения. Работать с широкоугольной и сверхширокоугольной оптикой непросто, а зачастую и невозможно без специальных принадлежностей. Карданные камеры в этом плане значительно удобнее, но кому охота путешествовать с монстром весом 4-6 кг, причем это без штатива, оптики и принадлежностей!

Для транспортировки и хранения камера разбирается на четыре части (илл. 1). Самый крупный блок - объективная и кассетная доски - соединены несменным мехом. Остаются еще направляющая в виде раздвигающегося рельса и две маленькие стойки. Для приведения камеры в рабочее положение необходимо сначала закрепить на направляющей стойки, а затем установить и закрепить кассетную и объективную доски (илл. 2).
За исключением рамки матового стекла, сделанной из прочного и легкого пластика, все части камеры фрезерованы из твердого сплава алюминия и анодированы.
Механизмы движений находятся на стойках. Все движения осуществляются вручную с визуальным контролем по матовому стеклу. Шкалы присутствуют только на кассетной и объективной досках и служат для контроля горизонтальных перемещений.
Для наклонов и поворотов необходимо ослабить соответствующий фиксирующий винт на стойке и с небольшим усилием вытянуть деталь стойки из нулевого положения. После проведения необходимых операций фиксирующий винт следует затянуть.
Для горизонтальных сдвигов просто ослабляется узел крепления доски к стойке. Вертикальные перемещения осуществляются аналогично, только все манипуляции производятся в узле крепления стойки к направляющей.
Единственная операция, которая производится посредством микрометрического привода - точная фокусировка. Механизм управления расположен в блоке крепления задней стойки к направляющей.
Необходимая жесткость обеспечивается благодаря прямому контакту металлических деталей без применения прокладок.
 
 

А теперь - о более интересных вещах. Для перехода с горизонтального формата на вертикальный (и наоборот) надо полностью снять и переставить блок досок с мехом. Решение очень простое и обусловлено, конечно, желанием сэкономить на массе и габаритах. Отсюда следуют два важных момента.
Во-первых, узел, соединяющий доску со стойкой, очень небольшой - площадь контакта маленькая. В результате жесткость конструкции в вертикальном формате оставляет желать лучшего.
Во-вторых, при смене формата надо не забывать переставлять переднюю стойку на соответствующую нулевую отметку.
Подобная конструкция накладывает серьезные ограничения на применение тяжелых длиннофокусных объективов и рольфильм-адаптеров. Осознавая это, разработчики исключили из списка дополнительного оборудования объективные панели под объективы с большими затворами (№3) и рольфильм-адаптеры, попросту отказавшись от их производства.

 
Псков. Февраль.
Rodenstock Apo-Sinar-S
135/5.6, Kodak Ektachrome
100, f/32, 1/4c

Андрей Акимов
 

 

Получается, что камера расчитана на работу с листовой пленкой в легких пластиковых кассетах... Тем не менее наши эксперименты показали, что при большом желании (или крайней необходимости) использовать рольфильм-адаптеры все-таки можно. Так, в вертикальном формате адаптер Toyo 45/67 не встал до конца на положенное место из-за своих значительных габаритов. А вот в горизонтальном все получилось. Поскольку масса камеры позволяет легко наклонять штативную головку на 90°, таким образом решается проблема перехода от горизонтального формата к вертикальному. Причем занимает это гораздо меньше времени, чем при перестановке меха с досками на камере.
Несмотря на то, что мех у камеры несменный, он дает возможность работать в достаточно большом диапазоне растяжений. Так, минимальное растяжение позволяет использовать короткофокусные объективы с фокусным расстоянием до 55 мм (илл. 3)! Например, Rodenstock Apo - Grandagon 55/4.5. Для формата 4x5 дюймов он является сверхширокоугольным. В сравнении с 35-мм оптикой его фокусное расстояние эквивалентно 16 мм.
Максимальное растяжение меха до 400 мм также является более чем достаточным для работы с длиннофокусными телеобъективами (илл. 4). Естественно, о серьезных подвижках при максимальном и минимальном растяжении меха говорить не приходится. Однако и здесь камера удивила продуманностью конструктивных решений. Обычные объективные панели Toho - круглые, диаметром 100 мм. Крепятся они двумя скобами, каждая из которых фиксируется двумя винтами.
Так, в вертикальном формате адаптер Toyo 45/67 не встал до конца на положенное место из-за своих значительных габаритов. А вот в горизонтальном все получилось. Поскольку масса камеры позволяет легко наклонять штативную головку на 90°, таким образом решается проблема перехода от горизонтального формата к вертикальному. Причем занимает это гораздо меньше времени, чем при перестановке меха с досками на камере.

 

 

 
     
 

Камера обладает полноценным набором движений. Показаны максимально возможные: сдвиг, наклон, поворот, подъём/спуск

 

 
Rodenstock Apo-Sironar-S
150/5.6, адаптер Toyo
45/67, Fujichrome Provia
100f, f/32, два моноблока
500 Ws, софтбоксы.
Камера прекрасно справляется
и со студийной работой

Андрей Акимов

 



Так крепятся прямоугольные объективные панели типа Linhof Technika
Понятно, что менять объективы чуть сложнее и дольше, чем на камерах со стандартными объективными панелями: надо открутить и вновь закрутить четыре винта. Но об этом забываешь, когда находишь в списке аксессуаров специальные эксцентриковые панели.
В этих панелях объектив перемещается по вертикали и горизонтали в любом направлении в пределах 15 мм. Вроде бы немного, но именно эти миллиметры выручают, когда нужно, например, поднять широкоугольник, а сильное сжатие меха не позволяет это. Кстати, разработчики все-таки предусмотрели использование прямоугольных объективных панелей типа Linhof Technika - они ставятся под углом. Выглядит немного странно, но конструкция работает (илл. 5)! Главное - использовать панели со светозащитными выступами на задней стороне.


В целом камера оставляет приятное впечатление тщательно продуманного инструмента. Элементы, повышающие комфорт во время съемки, принесены в жертву ради максимального уменьшения габаритов и массы. Камера словно просится в рюкзак путешественника или альпиниста, где каждый грамм на счету.
И последнее. Если формат 4x5 дюймов слишком мал для ваших задач, можете остановить свой выбор на аналогичной камере под формат 8x10 дюймов. Компания Toho Machines выпускает и такую.

 

 
Москва. Бывшая усадьба Баташова
Rodenstock Apo - Sironar-S
135/5.6 f/22, 1/30 с.
Обратите внимание на правильные вертикали и на немного необычную перспективу

Андрей Акимов

 

Тип камеры:
Универсальная полевая карданная камера
Материал:
анодированный алюминий
Минимальное растяжение меха:
46 мм
Максимальное растяжение меха:
400 мм
Кассетная часть:
Стандартная, типа Graflock
Матовое стекло:
несьемное, с метками под форматы 6х9,6х12
Применяемые кассеты:
стандартные кассеты 9х12см/4х5 дюймов
Обьективные панели:
круглые панели Toho/стандартные типа Linhof Technika
Масса:
1,4 кг
Движение при горизонтальном формате кадра (передняя/задняя стенка)
сдвиг-18/20 мм
подьем-24/24 мм
спуск-21/6мм
наклон-30/30 градусов
поворот-25/25 градусов
Движение при ветикальном формате кадра (передняя/задняя стенка)
сдвиг-18/20 мм
подьем-13/24 мм
спуск-32/6мм
наклон-30/30 градусов
поворот-25/25 градусов

 


Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru

 

 

Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


Copyright: © ProGraf, 2000-2014 http://www.prograf.ru
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка
Тел.: +7 (495) 972-2883