Начало : О нас
: Наши партнеры : Статьи
: WWW ресурсы :
|
|
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА |
|
|
||||
Широкий выбор высококлассной оптики, не ограниченный производителем и типом присоединения. Большой размер кадра позволяет делать большие и высококачественные увеличения или печатать контактным способом. И, наконец, фактически индивидуальная, "штучная" работа с каждым отдельным кадром и листом светочувствительного материала. Даже такого перечисления вполне достаточно, чтобы понять достоинства крупного формата. Но даже не это главное. Самым интересным и важным аспектом крупноформатной фотографии является широкий диапазон движений и перемещений объективной и кассетной частей камеры относительно друг друга. Практически все камеры крупного формата построены по одному простому принципу- объективная часть, кассетная часть с матовым стеклом и соединяющие их оптическая скамья и мех. Как на кассетной, так и на объективной частях могут находиться приспособления и механизмы для перемещений, наклонов и точной фокусировки. Различают два основных типа крупноформатных камер. В карданных объективная и кассетная часть движутся независимо друг от друга по направляющей или рельсу (Sinar Liпhof Kardan, Toyo-View, Arca-Swiss и проч.) Ко второму типу относятся складные полевые камеры. В полевых камерах кассетная часть представляет собой ящик, в который помещаются объективная стойка и мех, когда камера складывается (крепятся на шарнирах). Ящик закрывается основанием со скрытыми направляющими. Полевые камеры изготавливаются из ценных, твердых пород дерева (Horseman, Tachihara, Wisner), из металла (Linhof Technika, Toyo-Field), а иногда даже из композитных материалов (Walker). Особняком стоят ручные камеры, такие как Sinar Handy, Linhof Technar, GranVier. Как правило, в них нет подвижек, а мех заменен на жесткий конус, рассчитанный под фокусное расстояние конкретного объектива. |
||||
|
||||
Обычно камеры крупного формата конструируются так, что в начальном, т.н. "нулевом" положении оптическая ось объектива проходит через центр кадра и перпендикулярна ему. Движением здесь называется любое перемещение передней или задней части камеры относительно оптической оси, что и приводит к определенному эффекту. Так, есть наклоны объективной и кассетной частей камеры вверх и вниз, повороты в горизонтальной плоскости, вертикальные и горизонтальные перемещения частей камеры - подъемы, опускания и сдвиги влево или вправо. Все эти движения могут комбинироваться. Что дает это? Правила, описывающие использование движений камеры и получаемые результаты, впервые были сведены вместе и описаны Теодором Шаймпфлугом (см. врезку). Наиболее известны третье и четвертое правила или "принципы Шаймпфлуга", касающиеся использования наклонов для управления положением и глубиной резко изображаемого пространства. Различные сочетания наклонов и поворотов позволяют исправлять нежелательные перспективные искажения или, наоборот, получать нужные перспективные искажения. Подъемы и опускания служат для корректировки положения объекта в кадре или для изменения его геометрии. Отдельную роль в крупноформатной камере играет оптика. Одна из самых важных характеристик крупноформатного объектива - диаметр создаваемого изображения, т.н. кроющая способность. Чем больше диаметр изображения, создаваемого объективом, тем шире раздвигаются пределы, в которых фотограф может сдвигать и наклонять части камеры. Надо сказать, что бюджетных объективов для крупного формата практически нет. Почти все объективы производятся весьма именитыми фирмами, хотя встречаются и менее известные производители (см. врезку). | ||||
|
||||
Таким образом, привлекательность крупноформатной камеры состоит в сочетании большого набора творческих возможностей и высокого качества получаемого результата. Однако за все приходится платить. Камеры крупного формата велики в размерах, тяжелы, совсем не оперативны и требуют большой внимательности и аккуратности при съемке. Немалое значение имеет и цена, причем не только аппаратуры, но и светочувствительного материала и его обработки. По стечению обстоятельств первой крупноформатной камерой, протестированной нами, стала современная полевая ProGraf 45. Примечательно то, что знакомство любого человека с ней неизменно начинается со вздоха "Ах!" И действительно, с внешним видом у нее все в порядке - тиковый корпус так и хочется погладить рукой.
|
||||
|
||||
Красивая деревянная "шкатулка" с матовой полировкой в считанные
секунды раскрывается в рабочее положение. И вот тут начинаешь понимать,
что это очень многофункциональный инструмент. Судите сами. Набор движений
и их диапазоны немногим меньше, чем у карданной камеры. Сменный мех.
Для крепления объективов применяются весьма распространенные объективные
панели типа Linhof. Задник международного стандарта позволяет использовать
практически все доступные кассеты, адаптеры и фильм-паки под формат
4x5 дюймов.
|
||||
|
||||
Как уже было сказано выше, задник универсальный и позволяет использовать
стандартные кассеты 9x12 см / 4x5 дюймов.Ход у пружин, крепящих матовое
стекло, небольшой, поэтому для работы с адаптерами или фильм-паками
его необходимо снять. Эта процедура проста, хотя и придется выполнять
ее двумя руками. Одной рукой освобождаете защелки, а второй - аккуратно
придерживаете рамку матового стекла. Задник не вращается, поэтому
переход с горизонтального формата кадра на вертикальный происходит
путем его снятия и перестановки на 90 градусов. Разобраться в системе
управления движениями достаточно просто. Все манипуляции осуществляются
вручную, привод есть только у механизма фокусировки на передней стойке.
Слегка затянув фиксирующие винты и поджав таким образом тефлоновые
прокладки, можно точно перемещать одни части камеры, не затрагивая
других. Стойки фиксируются очень надежно, и опасений, что тяжелый
объектив "съедет", не возникает. Однако, скомпоновав кадр
и наведя на резкость, легко сбить фокусировку, излишне туго затянув
стопорящие винты. Потренировавшись несколько раз, можно определить
то усилие, которого будет достаточно для того, чтобы все крепко стояло
на своих местах и не затрагивало произведенные настройки. |
||||
|
||||
|
||||
К сожалению, на задней стойке отсутствуют
уровни, поэтому устанавливать ее в вертикальное положение приходится
"на глазок". Необходим хотя бы простейший уровень. Это повысит
удобство работы, особенно при архитектурной съемке. Со стандартным мехом и стандартной (плоской) объективной доской можно применять широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 58 мм. Если этого мало, или просто хочется большей свободы движений, можно установить специальный широкоугольный мех. Стандартный растягивается на 360 - 370 мм. О системе аксессуаров. Помимо упомянутого широкоугольного меха, к камере можно дополнительно приобрести: плоские и углубленные объективные панели, бленду-компендиум, светозащитную шахту, зеркальную шахту с лупой, рольфильм-адаптер 6x12 см и многое другое. Камера создана для работы в поле, однако и в студии она ведет себя уверенно. Благодаря наличию необходимых движений достаточного диапазона ее можно использовать для прикладной предметной съемки и съемки натюрмортов (илл. 2). Если сравнивать полевую крупноформатную камеру ProGraf 45 с другими аппаратами этого класса, то первой приходит на ум полевая Tachihara. При близкой к ProGraf 45 цене Tachihara проигрывает по причине отсутствия горизонтальных перемещений, несменного меха и использования мягких сплавов алюминия в механизмах движений. При этом Tachihara лишь чуть компактнее и легче. |
||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При съемке использовались: объектив Rodenstock Apo-Sironar-S 135/5,6; кассеты под листовую пленку Toyo; рольфильм-адаптер Toyo 45/67; пленка Fujichrome Provia 100F, Kodak Ektachrome 100S. ОБЪЕКТИВЫ ДЛЯ КАМЕР КРУПНОГО ФОРМАТА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru |
Начало : О нас
: Наши партнеры : Статьи
: WWW ресурсы :
|
|
|
|
Copyright: © ProGraf, 2000-2014 | http://www.prograf.ru |
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка | |
Тел.: +7 (901) 546-2883 | |