Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА



Все преимущества самого современного цифрового фотоаппарата меркнут, стоит только защелкнуть кассету крупноформатной камеры.


Все преимущества самого современного цифрового фотоаппарата меркнут, стоит только защелкнуть кассету крупноформатной камеры
Крупноформатная фотография - пожалуй, только такая возможность была в начале прошлого века для получения качественных отпечатков. Прошло много времени. Развитие технологий, шедшее по пути постоянного уменьшения размеров кадра и габаритов фотоаппаратов, повышения их функциональности, привело к появлению сначала малоформатной, а потом и цифровой фотографии. Но даже сейчас компаний, производящих крупноформатные камеры, больше, чем тех, которые предлагают среднеформатную технику. Объемы производства, естественно, гораздо меньше, но новые марки периодически появляются, и каждая такая камера находит своих покупателей и почитателе. Значит, есть нечто, что заставляет фотографа мириться с размерами, весом и неудобством работы с такой техникой. Попробуем разобраться. У форматной камеры на крупном матовом стекле отчетливо виден весь снимаемый сюжет.

Широкий выбор высококлассной оптики, не ограниченный производителем и типом присоединения. Большой размер кадра позволяет делать большие и высококачественные увеличения или печатать контактным способом. И, наконец, фактически индивидуальная, "штучная" работа с каждым отдельным кадром и листом светочувствительного материала.
Даже такого перечисления вполне достаточно, чтобы понять достоинства крупного формата. Но даже не это главное. Самым интересным и важным аспектом крупноформатной фотографии является широкий диапазон движений и перемещений объективной и кассетной частей камеры относительно друг друга.
Практически все камеры крупного формата построены по одному простому принципу- объективная часть, кассетная часть с матовым стеклом и соединяющие их оптическая скамья и мех. Как на кассетной, так и на объективной частях могут находиться приспособления и механизмы для перемещений, наклонов и точной фокусировки.
Различают два основных типа крупноформатных камер. В карданных объективная и кассетная часть движутся независимо друг от друга по направляющей или рельсу (Sinar Liпhof Kardan, Toyo-View, Arca-Swiss и проч.) Ко второму типу относятся складные полевые камеры.
В полевых камерах кассетная часть представляет собой ящик, в который помещаются объективная стойка и мех, когда камера складывается (крепятся на шарнирах). Ящик закрывается основанием со скрытыми направляющими. Полевые камеры изготавливаются из ценных, твердых пород дерева (Horseman, Tachihara, Wisner), из металла (Linhof Technika, Toyo-Field), а иногда даже из композитных материалов (Walker). Особняком стоят ручные камеры, такие как Sinar Handy, Linhof Technar, GranVier. Как правило, в них нет подвижек, а мех заменен на жесткий конус, рассчитанный под фокусное расстояние конкретного объектива.


 
Подъем объективной стойки - все вертикали здания передаются правильно. Диафрагма f45, выдержка 1/8 секунды
Андрей Акимов
Обычно камеры крупного формата конструируются так, что в начальном, т.н. "нулевом" положении оптическая ось объектива проходит через центр кадра и перпендикулярна ему. Движением здесь называется любое перемещение передней или задней части камеры относительно оптической оси, что и приводит к определенному эффекту. Так, есть наклоны объективной и кассетной частей камеры вверх и вниз, повороты в горизонтальной плоскости, вертикальные и горизонтальные перемещения частей камеры - подъемы, опускания и сдвиги влево или вправо. Все эти движения могут комбинироваться. Что дает это? Правила, описывающие использование движений камеры и получаемые результаты, впервые были сведены вместе и описаны Теодором Шаймпфлугом (см. врезку). Наиболее известны третье и четвертое правила или "принципы Шаймпфлуга", касающиеся использования наклонов для управления положением и глубиной резко изображаемого пространства. Различные сочетания наклонов и поворотов позволяют исправлять нежелательные перспективные искажения или, наоборот, получать нужные перспективные искажения. Подъемы и опускания служат для корректировки положения объекта в кадре или для изменения его геометрии. Отдельную роль в крупноформатной камере играет оптика. Одна из самых важных характеристик крупноформатного объектива - диаметр создаваемого изображения, т.н. кроющая способность. Чем больше диаметр изображения, создаваемого объективом, тем шире раздвигаются пределы, в которых фотограф может сдвигать и наклонять части камеры. Надо сказать, что бюджетных объективов для крупного формата практически нет. Почти все объективы производятся весьма именитыми фирмами, хотя встречаются и менее известные производители (см. врезку).
 
 
Исправление вертикалей, большая точность передачи линий и деталей. Диафрагма f32, выдержка 20 секунд.
Андрей Акимов

 

Таким образом, привлекательность крупноформатной камеры состоит в сочетании большого набора творческих возможностей и высокого качества получаемого результата. Однако за все приходится платить. Камеры крупного формата велики в размерах, тяжелы, совсем не оперативны и требуют большой внимательности и аккуратности при съемке. Немалое значение имеет и цена, причем не только аппаратуры, но и светочувствительного материала и его обработки. По стечению обстоятельств первой крупноформатной камерой, протестированной нами, стала современная полевая ProGraf 45. Примечательно то, что знакомство любого человека с ней неизменно начинается со вздоха "Ах!" И действительно, с внешним видом у нее все в порядке - тиковый корпус так и хочется погладить рукой.

 

 

 

Красивая деревянная "шкатулка" с матовой полировкой в считанные секунды раскрывается в рабочее положение. И вот тут начинаешь понимать, что это очень многофункциональный инструмент. Судите сами. Набор движений и их диапазоны немногим меньше, чем у карданной камеры. Сменный мех. Для крепления объективов применяются весьма распространенные объективные панели типа Linhof. Задник международного стандарта позволяет использовать практически все доступные кассеты, адаптеры и фильм-паки под формат 4x5 дюймов.
Начинаем работать. Удобнее всего сначала поставить съемную платформу штативной головки и лишь потом установить камеру на штатив в сложенном виде. Несколько движений руками - камера раскрывается, и все стойки устанавливаются в "нулевое" положение. Почти во все механизмы перемещений, за исключением подъемов, встроены маленькие стальные шарики, которые помогают четко отслеживать положение стоек. Задняя стойка закреплена на двух стальных пластинах, по которым осуществляются горизонтальные перемещения и повороты. Все остальные механизмы и направляющие стоек изготовлены из латуни и покрыты матовой черной краской. Достаточно удобные фиксаторы с тефлоновыми прокладками позволяют при наличии некоторой сноровки работать в перчатках. Мех из искусственного материала сначала показался немного грубоватым, но в работе оказался на удивление эластичным. Приведение камеры в "боевую готовность" с предварительной фокусировкой на объект занимает около минуты.
На матовом стекле нанесены метки под все форматы существующих рольфильм-адаптеров-6x7, 6x9 и 6x12 см. Само матовое стекло немного грубовато, но наводиться на резкость по его зерну было удобно даже в затемненном помещении. Впрочем, матовое стекло можно заменить - крепление это позволяет.

 

 
Применение правила Шаймпфлуга позволяет достичь распределения резкости буквально от ног штатива до бесконечности. Наклон объективной стойки около 7 градусов вперед. Диафрагма г32, выдержка 1/30 секунды
Андрей Акимов

 

Как уже было сказано выше, задник универсальный и позволяет использовать стандартные кассеты 9x12 см / 4x5 дюймов.Ход у пружин, крепящих матовое стекло, небольшой, поэтому для работы с адаптерами или фильм-паками его необходимо снять. Эта процедура проста, хотя и придется выполнять ее двумя руками. Одной рукой освобождаете защелки, а второй - аккуратно придерживаете рамку матового стекла. Задник не вращается, поэтому переход с горизонтального формата кадра на вертикальный происходит путем его снятия и перестановки на 90 градусов. Разобраться в системе управления движениями достаточно просто. Все манипуляции осуществляются вручную, привод есть только у механизма фокусировки на передней стойке. Слегка затянув фиксирующие винты и поджав таким образом тефлоновые прокладки, можно точно перемещать одни части камеры, не затрагивая других. Стойки фиксируются очень надежно, и опасений, что тяжелый объектив "съедет", не возникает. Однако, скомпоновав кадр и наведя на резкость, легко сбить фокусировку, излишне туго затянув стопорящие винты. Потренировавшись несколько раз, можно определить то усилие, которого будет достаточно для того, чтобы все крепко стояло на своих местах и не затрагивало произведенные настройки.

 
Диафрагма f45, выдержка 1/8 секунды. Большой формат слайда - высокая деталировка и четкость. Параллельные линии остаются параллельными и на снимке
Андрей Акимов

 

К сожалению, на задней стойке отсутствуют уровни, поэтому устанавливать ее в вертикальное положение приходится "на глазок". Необходим хотя бы простейший уровень. Это повысит удобство работы, особенно при архитектурной съемке.
Со стандартным мехом и стандартной (плоской) объективной доской можно применять широкоугольные объективы с фокусным расстоянием от 58 мм. Если этого мало, или просто хочется большей свободы движений, можно установить специальный широкоугольный мех. Стандартный растягивается на 360 - 370 мм.
О системе аксессуаров. Помимо упомянутого широкоугольного меха, к камере можно дополнительно приобрести: плоские и углубленные объективные панели, бленду-компендиум, светозащитную шахту, зеркальную шахту с лупой, рольфильм-адаптер 6x12 см и многое другое.
Камера создана для работы в поле, однако и в студии она ведет себя уверенно. Благодаря наличию необходимых движений достаточного диапазона ее можно использовать для прикладной предметной съемки и съемки натюрмортов (илл. 2).
Если сравнивать полевую крупноформатную камеру ProGraf 45 с другими аппаратами этого класса, то первой приходит на ум полевая Tachihara. При близкой к ProGraf 45 цене Tachihara проигрывает по причине отсутствия горизонтальных перемещений, несменного меха и использования мягких сплавов алюминия в механизмах движений. При этом Tachihara лишь чуть компактнее и легче.


 

При съемке использовались: объектив Rodenstock Apo-Sironar-S 135/5,6; кассеты под листовую пленку Toyo; рольфильм-адаптер Toyo 45/67; пленка Fujichrome Provia 100F, Kodak Ektachrome 100S.

ОБЪЕКТИВЫ ДЛЯ КАМЕР КРУПНОГО ФОРМАТА
В настоящее время серьезным производством оптики для крупного формата занимаются всего четыре компании - две германские: Rodenstock Optics и Schneider Optics, и две японские: Nikon и Fuji. Особых различий между ними нет, хотя и тут уместно говорить о характерном оптическом рисунке, который присущ продукции каждой компании. Да и разве что объективы Fujinon отличаются особой компактностью. Из других производителей наиболее известна японская компания Congo. В то время как фирмы "большой крупноформатной четверки" занимаются собственными исследованиями и разработками, практически все объективы Congo построены по хорошо известной оптической схеме объектива Tessar.

Формат

Фокусное расстояние, мм

Оптимальная диафрагма

Широкоугольные
объективы

Нормальные
объективы

Длиннофокусные объективы

24х36 мм

18

24

28

35

50

85

135

5,6

6х6 см

30

40

50

65

90

150

250

11

6х7 см

35

50

60

75

100

180

280

11 - 16

6х9 см

45

55

65

105

135

210

360

16

9х12 см/ 4х5"

55

75

90

115

180

300

480

16 - 22

13х18 см/ 5х7"

90

115

155

200

240

420

600

22 - 32

18х24 см/ 8х10"

115

155

200

240

360

600

900

35 - 45

 
В таблице приведено соответствие фокусных расстояний для основных форматов.
Моментом, серьезно осложняющим использование широкоугольных и длиннофокусных объективов, являются ограничения, накладываемые мехом камеры. В первом случае растяжение меха минимально, и для нормальной работы, как правило, требуется применение специальных углубленных объективных панелей и широкоугольного меха. Во втором случае, напротив, требуется большое растяжение меха и значительное удлинение оптической скамьи. И то, и другое достижимо не на всех камерах. Поэтому минимальное и максимальное растяжение меха, а также возможность его смены и наращивания являются важными характеристиками как при выборе камеры, так и при выборе подходящих объективов


Тип камеры:
Универсальная складная деревянная полевая камера
Материал:
тик, черненая латунь, нержавеющая сталь
Минимальное растяжение меха:
45 мм
Максимальное растяжение меха:
360 мм
Кассетная часть:
Стандартная, типа Graflock, вручную переставляемая в горизонтальное и вертикальное положение
Матовое стекло:
сьемное, с метками под форматы 6х7, 6х9, 6х12
Применяемые кассеты:
стандартные кассеты 9х12см/4х5 дюймов
Обьективные панели:
стандартные панели типа Linhof Technika
Масса:
2,2 кг
Движения:
обьективная стойка
наклоны-вперед 90, назад 40 градусов
повороты-17+17 градусов
подьем-37 мм
опускание-32 мм
Движения:
кассетная часть
наклоны-10+10градусов
наклоны основания-вперед 90градусов
назад-30 градусов
повороты-20-20 градусов
подьем-45 мм
сдвиги-40+40 мм
горизонтальное смещение-вперед 70 мм
Резьба под штатив :
1/8 и 3/4

 


Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru

 

 

Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


Copyright: © ProGraf, 2000-2014 http://www.prograf.ru
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка
Тел.: +7 (495) 972-2883