Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


ЦИФРОВОЙ ПЕРЕЛОМ

Владимир Нескоромный

Цифровая революция в фотографии свершилась. К такому заключению пришел журнал American Photo в статье «Будущее фотографии», опубликованной в конце 1997 года. Там приводилось высказывание одного рекламного фотографа: «Еще пару лет назад я даже не предполагал, как можно использовать компьютер, но сейчас я не могу представить, что бы я делал без него».

Не все отечественные фотографы могут разделить восторженное настроение американского коллеги. А его заявление о том, что «почти каждый знакомый фотограф вложил в компьютерное оборудование 10 тыс. долларов и более», может даже вызвать раздражение.

Но эти эмоциональные всплески вряд ли могут поколебать мощь цифровой фотографии. Она вошла в нашу жизнь, и те чудеса, которые всего несколько лет назад походили на плоды воображения писателей фантастов, сейчас можно просто пойти и купить. Значит, то, о чем так долго твердили компьютершики, свершилось. Теперь настало время подвести первые итоги.


Естественно, цифровая фотография полностью не вытеснила традиционную галоидосеребряную, и у последней осталась масса приверженцев. Но в результате компьютерного бума современная фотография превратилась в причудливый симбиоз аналогового и цифрового.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что образовалось три четких группы: химики-традиционалисты, цифровики-авангардисты и гибридные фотографы. Последняя представляет наибольший интерес, поскольку те, кто сформировал ее, не являются приверженцами крайних взглядов. Их нельзя обвинить в консерватизме – их не заподозришь в слепом следовании прогрессу. Проявив максимальную гибкость, гибридные фотографы взяли лучшее от обеих технологий.

Высокая разрешающая способность пленки в совокупности с возможностью цифровой обработки изображения дают прекрасный результат – из нее буквально выжимается то максимальное качество, которое она способна дать. С другой стороны, пленка, имея запас в качестве, позволяет фотографу или дизайнеру свободно маневрировать при работе с изображением.

К выбору гибридного пути подталкивает и то, что одни заказы целесообразно делать традиционным способом, а другие – цифровым. Но об этом речь пойдет позже.

Оказывает влияние и развитие типографских технологий. А оно идет в одном определенном направлении – цифровом.

 

Иллюстрация 1.
 

Сейчас экспонированный слайд, как правило, проявляется в стационарной лаборатории или портативном фильм-процессоре (илл. 1), а затем сканируется на барабанном или планшетном (там же) сканере. Далее – компьютер дизайнера и изготовление цветоделенных пленок. Цифровая камера позволяет исключить два этапа: проявку и сканирование (илл. 2). В результате экономятся средства и время.

 

Иллюстрация 2.
 

Казалось бы, преимущество чисто цифровой фотографии налицо. Однако существует масса различных нюансов. В двух словах об этом не скажешь. Да и вместо того, чтобы ударяться в теоретизирование, лучше да и намного интереснее обратиться к конкретной практике, к работе профессиональных фотографов.

Начнем с Пэта Кроуфорда (Pat Crawford), возглавляющего студию Pat Crawford Photography или сокращенно просто Pine. Рекламные агентства маленького американского города Колумбия (Южная Каролина) ценят его гибкость. Будь то репродукция художественной миниатюры размером 8х10 дюймов, первая обложка журнала или каталог рыболовных удочек – для Пэта значения не имеет: он делает все.

Цифровые технологии в рекламном мире и допечтном процессе привлекли внимание Пэта еще в 1992 году. А сейчас он полностью погружен в замысловатые термины: Photoshop, пиксели, биты и байты. В городе Пэт заработал репутацию «гибридного фотографа». Он делает оригинальные фотографии традиционным способом, а затем подвергает их цифровой обработке в соответствии с поставленной задачей: создает цифровые коллажи, производит ретуширование и проч.

В качестве примера гибридной фотографии можно рассмотреть одну из его работ, которую Пэт сделал доя предприятия, изготавливающего морские двигатели. Задача была поставлена следующая: композиция должна подходить как для пресс-релизов, так и для стендов и товарных каталогов.

Из своего обширного архива Пэт выбрал 35-мм негатив с печальным закатом на пляже в Пуэрто-Рико и записал его на Photo CD. Далее он усилил эффект картинки за счет применения фильтра Lens Flare в графическом редакторе Photoshop.

Для изготовления фона он сфотографировал в своей студии капли, используя цветной слайд 4х5 дюйма и форматную камеру, а затем записал изображение на Photo CD. С помощью фильтра Page Curl создал плавный переход от двигателя к мечтательному фону.

Двигатель Пэт сфотографировал опять же в студии. В графическом редакторе Photoshop вырезал его изображение и симулировал вращение пропеллера (фильтр Motion Blur). В завершение импортировал логотип компании-производителя из программы Adobe Illustrator.

Подобную гибкость приходится проявлять каждому современному студийному фотографу, чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе. Он не в состоянии менять камеры каждые несколько месяцев, поэтому ему приходится задействовать все – он выбирает универсальную систему.

Сердце современных студийных цифровых камер – высокоточная ПЗС-матрица, позволяющая получать высококачественное изображение до формата АЗ.

 

Иллюстрация 3.

Площадь ПЗС-матрицы значительно меньше площади традиционных химических фотоматериалов, у которых она может достигать десятков дюймов (илл. 3). К тому же реакция пикселей матрицы на свет отличается от реакции на свет кристаллов галоидного серебра. Однако это не мешает разработчикам создавать такие ПЗС-матрицы, которые могут соперничать по качеству изображения с традиционными пленками.

Некоторые аппараты позволяют получать глубину цвета в 10, 12 и даже 16 бит на цвет, что уже превышает средний динамический диапазон пленки. Отсутствует зерно, мало шумов. В результате фотограф может увеличивать изображение до размера 50х50 см без потери качества.

Подобные результаты обычно достигаются с помощью т.н. цифровых приставок (Leaf Digital Camera Back), устанавливаемых вместо кассеты с пленкой. Для получения изображения производится три отдельных экспонирования для красного, зеленого и голубого цветов (через диск с фильтрами, помещенный перед объективом камеры).

 

Но подобная цифровая приставка, как и вариант с движущейся ПЗС-линейкой (сканирование вдоль одной из сторон кадрового окна), лишает фотографов возможности снимать движущиеся объекты. Они вынуждены использовать, лишь источники постоянного света, и это иногда отталкивает тех, кого привлекают импульсные осветители. Однако то, что плюс подобной техники – повышенная разрешающая способность, никто не отрицает.

В связи с этим возрастают требования к разрешающей способности объективов и к точности фокусировки.

Майкл Гиршик (Michael Girschick) из германского города Штанберга для контроля за фокусировкой использует монитор Video Magnifier, установленный на камере Sinar е CAPCam (Computer Aided Photography Camera). Произвольно выбранные им точки обрабатываются в компьютере, который затем выдает оптимальный режим работы фотоприемной матрицы (ЗхЗ см), находящейся в цифровой приставке Leaf DCB.

«По сравнению с полароидными снимками, – говорит Майкл Гиршик, – монитор предоставляет больше возможностей для коррекции изображения, поэтому качество получаемой фотографии увеличивается. Можно обнаружить и удалить даже пылинки или яркие точки».

Но активное внедрение цифровых технологий не поколебало приверженность Майкла к традиционной фотографии. Он объясняет это тем, что не все его заказчики оснащены необходимым оборудованием, позволяющим в полной мере ощутить все преимущества цифровой фотографии.

Расширение изобразительных возможностей объектива, обеспечиваемое цифровыми технологиями и, в частности, маневрирование диафрагмой, высоко оценил японский фотограф Кентаро Ивасаки (Kentaro lwasaki).

При работе с камерой Sinar e CAPCam нет необходимости полностью открывать диафрагму, чтобы выполнить наводку на резкость или, наоборот, сильно «зажимать» ее, чтобы получить запас по глубине резкости. На фрагментах, увеличенных в графическом редакторе Pholoshop, отчетливо видно, когда фотограф достиг резкости, причем можно спокойно работать на диафрагме f/11 вместо f/32 иди f/45. Это позволяет избежать снижения разрешающей способности объектива на маленьких диафрагмах, связанного с дифракцией света.

Кентаро Ивасаки можно назвать цифровым фотографом. Но все равно, каковы бы ни были симпатии фотографа. в конечном счете выбор технологии определяется поставленной задачей.

Для небольших заказов экономически выгодно использовать химические технологии. А в тех случаях, когда предполагается тиражировать изображение, стоит обратиться к цифровым. Обратимся к конкретным примерам.

Для репродукции художественной картины использовался слайд 8х10 дюймов. Иллюстрации к техническому руководству были сделаны в виде 15 черно-белых фотографий (6х9 см). В другом случае 50 мотоциклетных шлемов сняли цифровой камерой, и 50 TIFF-файлов (RGB) по 7 Мб записали на компакт-диск. Съемка 12 фотографий дня календаря велась на слайд 4х5 дюймов. А вот фотография наручных часов была сделана цифровым способом. Полученный 12-мегабайтный TIFF-файл сохранили на носителе SyQuest – изображение планировалось использовать при изготовлении щитовой рекламы и для рекламы в прессе. Для проведения конкурса архитекторов было сделано 10 электронных снимков макетов зданий (HDR-файлы по 25 Мб). Затем на лазерном принтере сделали 10 отпечатков размером 1 кв. м. Одновременно с HDR-файлами создали JPEG-файлы для размещения конкурсных работ в Интернете.

Вступление в Мир цифровой фотографии происходит по-разному. Для лондонской компании Adplates Reprographiсs, обслуживающей рекламные агентства, перелом произошел в конце 1994 года, на Рождество, когда британская сеть супермаркетов Tesco заказала 360 фотографий товаров. Компания Adplates живо отреагировала на такое предложение и выполнила заказ – 360 снимков были сделаны цифровой камерой.

Примеры можно приводить бесконечно. Ясно одно – цифровая фотография стала составляющей профессиональной фотографии. Однако это не означает, что отныне фотограф во всем может полагаться на компьютер. И хотя знание цифровых технологий становится обязательным условием, искусство «светописи» есть и будет самым важным элементом работы, безотносительно к тому, как сделано изображение: химическим или цифровым методом.

Статья публикуется с разрешения редакции журнала Foto&Video - www.foto-video.ru

 

 

Начало  :  О нас  :  Наши партнеры  :  Статьи  :  WWW ресурсы  :  Обратная связь


Copyright: © ProGraf, 2000-2014 http://www.prograf.ru
ProGraf ® — зарегистрированная торговая марка
Тел.: +7 (495) 972-2883